Научный хоккей.

Терминология, методика, старые матчи

Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 19 май 2015, 09:55

Просмотрел некоторые статьи о хоккее на elibrary. Самое свежее на что ссылаются вот это: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2201700/

У меня этот учебник есть. Что поновее выпущено в нашей стране о хоккее?
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 19 май 2015, 11:20

Думаю что ничего .
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение raulduke » 19 май 2015, 19:38

2011: Пилзнер Уркел до тохо!
2012: knulla svenskar knulla!
Аватара пользователя
raulduke
 
Сообщения: 11094
Изображения: 52
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 22:21

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 19 май 2015, 19:42

Надо будет почитать.
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 27 май 2015, 05:08

В сборнике "Хоккей-1982", который теперь присутствует в нашей библиотеке, наличествует интересная статья Б.А.Майорова и А.С.Шигаева "Мышление и время в хоккее". В этой статье Майоров с коллегой сообщают, что проанализировав имеющуюся на 1979-й хоккейную литературу, нашли там рассмотрения реализации тактических схем в контексте определённых ременных промежутков.

"И.В.Костка и А.В.Тарасов анализируют передвижение игроков и перемещения шайбы, рассматривая задачи, стоящие перед хоккеистами. И.В.Костка и А.В.Тарасов подсказывают пути их решения. Но нигде не встретится рекомендаций типа: если комбинация длится 4,3 с, то нападающий должен владеть шайбой не более 2 с или не менее 3 с; шайба движется по диагонали 1,2 с и т.п. В хоккее для тренеры непривычно оперировать точными временными параметрами. Однако современность диктует свои условия: без точных временных критериев ныне невозможно качественно строить тренировочный процесс. Одна и та же тактическая комбинация, но проходящая в разных временных режимах, - это уже две совершенно разные тактические комбинации. И решать они будут разные задачи."

Т,е. фактически идёт речь о том, может ли справиться хоккеист с напряжённостью и давлением игры мирового уровня или не сможет.

Майоров считает, что преодолеть возникшие в современном на тот момент хоккее тактические проблемы можно только проведя комплекс исследований, которые должны быть направленны на решение двух основных задач:

1. Исследование временных параметров тактических систем.
2. Исследование тактического мышления хоккеистов с акцентом на временных критериях.

"Тактическое мышление хоккеиста - это мыслительные процессы, направленные на решение тактических задач - как личных, так и партнёров и соперников.

Точность тактического мышления зависит от скорости принятия решения в конкретной ситуации на площадке, от экстраполяции это ситуации в пространстве и во времени, т.е. от принятия решения на основании представления о ситуации, которая возникнет впоследствии.

Качество тактического мышления зависит от таких мыслительных процессов, как антиципация, чувство времени, структурирование, экстраполяция, вероятностное прогнозирование, оперативная память".

Результаты экспериментов подтвердили ранее найденные закономерности для эффективно взаимодействуюшего звена нападающих: каждый член звена должен решать игровые задачи в едином для звена временном ключе.

В процессе исследований найден ряд закономерностей: братья, играющие в одном звене, тактические задачи решают однотипно, в одних и тех же рамках. Иначе говоря: тактика мышления их практически одинакова.

Найденное психическое состояние, обусловленное нетипичным восприятием времени("феномен Лутченко"), применимо как показатель повышенной тревожности".

Там, конечно, всё рассматривалось в контексте имеющейся на тот момент модели - построения готовых сочетаний для сборной. Проведены полевые испытания в "Спартаке", во второй сборной, на Кубке "Известий". Судя по всему, Майоров бегал с этой идеей не первый год и думал он определённо в правильном направлении.

Лично я вижу в таких мыслях в конце концов именно то, что делает Виктор. Т.е. исследование психических особенностей тактических действий конкретных хоккеистов на основе определённой научной модели.

Очевидно, что это может дать множество преимуществ:

1. Выбраковка хоккеистов, которые не смогут справить с напряжённостью МУ. Селекция на качественно новом уровне.
2. Составление банка данных перспективных для МУ хоккеистов. Затем их ведение, подготовка и доводка.
3. Составление готовых звеньев, сочетаний наиболее совместимых по своим психофизическим характеристикам хоккеистов. Что особенно актуально, поскольку сейчас не уже не запрёшь первую сборную на год на базе.

И как итог - иное качество работы. Примечательно, что всё фактически было для этого было готово тридцать лет назад, а сейчас в нашем хоккее чисто "каменный век" с Пинском и прочими доисторическими прелестями.
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение Inner Gear » 27 май 2015, 05:37

ssmirnoff писал(а):1. Исследование временных параметров тактических систем.
2. Исследование тактического мышления хоккеистов с акцентом на временных критериях.

!!!
Аватара пользователя
Inner Gear
Администратор
 
Сообщения: 12203
Изображения: 86
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 21:15

Re: Научный хоккей.

Сообщение deve » 27 май 2015, 08:43

ssmirnoff писал(а):В сборнике "Хоккей-1982", который теперь присутствует в нашей библиотеке, наличествует интересная статья Б.А.Майорова ... Судя по всему, Майоров бегал с этой идеей ...

Вот Майров похоже был довольно продвинутый и умный мужик. Что же с ним сейчас то случилось ?
Аватара пользователя
deve
 
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 01:28

Re: Научный хоккей.

Сообщение mol_mekh » 27 май 2015, 09:13

deve писал(а):Вот Майров похоже был довольно продвинутый и умный мужик. Что же с ним сейчас то случилось ?


Майоров - Шигаев.
Быков - Захаркин.

Произошедшее с Майоровым есть отличная памятка Аркадичу.
сменки реже, деньги - те же.
Аватара пользователя
mol_mekh
 
Сообщения: 7141
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 12:41

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 27 май 2015, 10:12

Это имхо Шигаев был продвинутый, но не был змс и капитаном сборной СССР :)
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 27 май 2015, 10:14

Я кстати помню эти работы, потом все свелось к скорости, делать быстрее, думать быстрее.
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение Felix » 27 май 2015, 11:57

ssmirnoff писал(а):Очевидно, что это может дать множество преимуществ:

1. Выбраковка хоккеистов, которые не смогут справить с напряжённостью МУ. Селекция на качественно новом уровне.
2. Составление банка данных перспективных для МУ хоккеистов. Затем их ведение, подготовка и доводка.
3. Составление готовых звеньев, сочетаний наиболее совместимых по своим психофизическим характеристикам хоккеистов. Что особенно актуально, поскольку сейчас не уже не запрёшь первую сборную на год на базе.

И как итог - иное качество работы. Примечательно, что всё фактически было для этого было готово тридцать лет назад, а сейчас в нашем хоккее чисто "каменный век" с Пинском и прочими доисторическими прелестями.


Да, хорошие идеи, правильные. :D

SSS писал(а):Это имхо Шигаев был продвинутый, но не был змс и капитаном сборной СССР

Это верно!
У меня на сайте много фундаментальных работ, которые явно писал Верхошанский, но список авторов-прихлебателей там очень большой. :)
Изображение
Аватара пользователя
Felix
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 14:14
Откуда: Москва

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 27 май 2015, 13:34

И да, я вот так и стал надрачивать на все эти методички, рад что не один такой сейчас, жаль что раньше интернета не было :)
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 27 май 2015, 13:44

Плюс не надо забывать, часть исследований проводилось " под заказ", если помните кое кто об этом прямо говорил, но это не об этом исследовании, а вот базы и суперклуб как раз обосновали тоже исследованиями, но это был отчасти фейк или латались дыры типа алкоголизма и непрофессионализма в СССР , любой психолог скажет что запереть 20 мужиков на базе вредно, но иначе они спивались и нарушали режим, тк профессиональному отношению к делу неоткуда было взяться.
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 27 май 2015, 14:14

Кстати АС Шигаев психолог, в хоккее случайный человек, те кто то его вел и возможно именно Майоров, в 1983 его посадили за порнуху, это так, к слову, пишут что был психологом сб СССР , я помню этот эксперемент, от него отказались, возможно из-за проблем с самим Шигаевым.
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение Felix » 27 май 2015, 14:24

Шигаев А.С. - это очень известный специалист хоккея в своё время - к.п.н. - руководитель КНГ сборной СССР, зав. лабораторией хоккея ВНИИФК.
Фактически непосредственно руководил всей научной работой по хоккею на рубеже 80-х годов.
Например, можно здесь посмотреть: http://www.lifeinhockey.ru/images/pdf/K ... I_1984.pdf
Захаркин в его времена был аспирантом ВНИИФК. :)
Изображение
Аватара пользователя
Felix
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 14:14
Откуда: Москва

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 27 май 2015, 15:47

Сорри, тогда ошибся. :)
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение Felix » 27 май 2015, 16:00

На счёт его посадки я не знаю. Всё могло быть. Могли и подставить: привезти какие-то журналы, видеокассеты.
Изображение
Аватара пользователя
Felix
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 14:14
Откуда: Москва

Re: Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 27 май 2015, 16:04

SSS писал(а):Кстати АС Шигаев психолог, в хоккее случайный человек, те кто то его вел и возможно именно Майоров, в 1983 его посадили за порнуху, это так, к слову, пишут что был психологом сб СССР , я помню этот эксперемент, от него отказались, возможно из-за проблем с самим Шигаевым.


Он главный составитель сборника "Хоккей-1982".
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 27 май 2015, 16:05

deve писал(а):Вот Майров похоже был довольно продвинутый и умный мужик. Что же с ним сейчас то случилось ?


Ему тогда было 45, а сейчас под 80. :)
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 01 июн 2015, 09:57

Интервью Александра Шигаева из еженедельника "Футбол-Хоккей" №27 от 05.07.81:

Понятие "специалисты хоккея" принято распространять, в общем-то, на довольно узкий круг людей, непосредственно связанных с игрой, - самих хоккеистов, тренеров. Между тем хоккей, как и весь нынешний большой спорт, деятельно использует всё более обширную специализацию. Совершенствуется техническое оснащение хоккея, растёт количество отраслей, из которых хоккей берёт необходимое для методики подготовки команд и игроков. Словом, эта игра ныне взялась обеспечивать своё развитие всесторонне.

Теперь хоккей крепко связан с наукой. "Теперь" - потому, что до недавней поры научное обеспечение хоккея в целом отставало от использования научных разработок и исследований в других видах спорта. Но вот и хоккей получил достаточную поддержку науки. Председатель Федерации хоккея СССР Н.Корольков отметил: "Сегодня мы можем сказать, что советский хоккей стоит на прочной научной основе"("Советский спорт" от 13 июня). В частности, в его статье шла речь о работе лабаратории хоккея ВНИИФКа.

В чём конкретно укрепилось сотрудничество хоккея с наукой? Об этом мы сегодня поговорим на наших страницах с заведующим лабораторией хоккея, кандидатом педагогических наук Александром Шигаевым.

- Александр Сергеевич, давайте условимся так. Насколько я понимаю, у лаборатории хоккея есть достижения, разработки новых тем. Именно об этом я вас попрошу рассказать подробнее. Ну, а для начала - основное направление работы лаборатории.

- Главная наша цель - научно-методическое обеспечение сборной страны. Практически все сотрудники лаборатории входят в комплексную научную группу, помогающую сборной.

Часто говорят: такой-то хоккеист в хорошей спортивной форме. Но иногда это впечатление бывает чисто внешним, а иногда действительно отражает всестороннюю подготовленность игрока, его высокие функциональные возможности. Так вот, в нашу задачу входит контроль за всеми показателями готовности игроков сборной. Соответственно и методы нашей работы комплексные. Мы использует разработки педагогики, психологии, биохимии, эндокринологии, статистические данные.

Существуют несколько видов обследования игроков: углублённое медицинское, этапное комплексное, углублённое комплексное, соединяющее оба этих вида, а также текущее обследование и обследование соревновательной деятельности.

Так на прошлогоднем предсезонном сборе в Стайках проводилось углублённое комплексное обследование. Хоккеистам сборной давались разнообразные нагрузки, переносимость которых показывала как функциональное состояние игроков, так и состояние их здоровья. Обследование проходило и в естественных, и в лабораторных условиях, в занятиях на льду, футбольном поле, беговой дорожке, в зале тяжёлой атлетики.

Сведения о готовности хоккеистов полученные нами с помощью функциональной диагностики, позволили тренерам сборной "держать руку на пульсе" каждого игрока и команды в целом, подбирать в текущей работе для того или иного хоккеиста индивидуальные нагрузки в случае необходимости.

- А насколько точно можно выявить функциональные возможности хоккеиста в занятиях на льду? И вообще, каким способом эти возможности определяют?

- Есть распространённый ледовый тест: пять раз подряд хоккеист преодолевает площадку на максимальной скорости. Иными словами. совершает забег на 300 м. После этого у него измеряется пульс за три минуты - за каждую минуту отдельно и в сумме. Кроме того, в конце третьей минуты после окончания теста берётся анализ крови. Степень закисления крови в комплексе с переносимостью нагрузки сердечно-сосудистой системой показывает степень тренированности.

И вот здесь, думается, будет уместно сказать и о том новом, к чему мы пришли в нашей работе.

Ведь в принципе во время матча хоккеист не проводит весь отрезок своей смены на максимальной скорости. Например, нападающий, как показывает статистика игровой деятельности, делает за смену на полной скорости четыре-пять рывков для получения шайбы и с шайбой. Именно в этих действиях он в полной мере использует скорость и силу.

Мы наладили сотрудничество с отделом биохимии ВНИИФКа и при содействии заведующего отделом кандата биологических наук Л.Вознесенского, автора этой методики, был разработан специальный тест для выявления скоростно-силовых возможностей игрока. иначе говоря, его способностей к проведению таких рывков.

5 апреля за неделю до начала чемпионата мира в Швеции, тренеры сборной с целью уточнения времени входа игроков сборной в пик формы попросили нашу группу провести незапланированное обследование. Была проверена и специальная выносливость игроков, и их специальная скоростно-силовая подготовка(последнюю мы смогли проверить как раз с помощью исследований, проведённых в союзе с отделом биохимии). Это комплексное исследование позволило сделать прогноз, что пика формы сборная команда достигнет через 12-13 дней, то есть к началу финальных матчей чемпионата мира.

- До сих пор вы говорили о научно-методической работе непосредственно в сборной. Осуществлялся ли контроль за готовностью игроков сборной в те периоды ,когда они находились в своих клубах?

- Да. В течение января-марта под руководством Анатолия Михайловича Кострюкова члены комплексной научной группы провели обследования игроков в период их выступления за клубы. По два раза тестировали хоккеисты ЦСКА, "Спартака", "Динамо", "Торпедо", "Крыльев Советов". Замечу, что нашими исследованиями заинтересовались и тренеры клубов. Например, спартаковцы приняли на вооружение ледовый тест, отражающий сердечно-сосудистую деятельность организма игрока и его скоростные возможности.

- Помогала ли комплексная научная группа тренерам сборной в становлении команды?

- В отношениях в коллективе существуют три уровня показателей. Первый - уровень симпатий и антипатий. Это наиболее пассивный уровень, на котором люди не взаимообогащаются. Следующий уровень разумеет то, что называется социально значимыми ценностями. И, наконец, уровень показывающий деловые качества членов коллектива. Альберт Эйнштейн говорил: "Если у меня есть яблоко и у тебя есть яблоко и мы обменялись яблоками, то у каждого так по одному яблоку и останется. Если же у меня есть идея у тебя есть идея и мы обменялись идеями, то у каждого станет по две идеи". Так вот, эту мысль мы имели в виду, изучая уровни общения и деятельности в коллективе сборной.

Мы использовались разработанную в лаборатории хоккея методику социально психологического анализа команды. Такой анализ выявить наиболее авторитетных для членов команды игроков, то есть лидеров, даёт возможность судить о степени сплочённости коллектива вокруг того или иного игрока или группы игроков. Ежегодное использование этой методики даёт картину динамики развития команды как коллектива. На основе этих данных мы представили тренерам сборной свои предложения.

Кроме того, с помощью системы видеозаписи мы проанализировали индивидуальную и звеньевую деятельность хоккеистов сборной, ещё раз тем самым проверив правильность заключений.

- Всё, о чём вы пока рассказывали, казалось оперативной лаборатории хоккея. Но, наверное, в её задачи входит и разработка перспективных проблем?

- Безусловно. Вопросы, над которыми мы сейчас работаем ради того, чтобы их решения были использованы в будущем, относятся ко второму направлению деятельности лаборатории - исследовательскому. Здесь в первую очередь я бы назвал разработку ряда принципиально, на мой взгляд, важных аспектов тактики.

Нашему хоккею грех жаловаться на недостаточно внимание специалистов к тактическим вопросам. На протяжении всей своей истории в тактическом отношении он задавал тон на международной арене. В частности. в своё время далеко вперёд продвинул тактическое творчество Анатолий Владимирович Тарасов. Известен целый ряд общепринятых тактических схем. Мы многое о них знаем. И в то же время не знаем многого существенного для развития хоккея в будущем, может быть, просто пока не стремились этого узнать.

Время же нас подгоняет и заставляет вести счёт долям секунд. Это не общая фраза. К примеру, мы задумываемся над тем, сколько времени тратит на обводку, скажем, Харламов. И уж подавно не изучали систему передвижений всех членов тройки Петрова: направления передвижений, скорость каждого движения.

А ведь для того чтобы действовать слаженно, у партнёров по звену не бывает возможности сверять часы. Мозг каждого игрока во время матча ведёт счёт на сотые доли секунды, а нам неизвестны даже основные временные параметры того или иного игрового действия. Следовательно, мы и не вправе заключить, способен ли тот или иной игрок действовать с нужными быстротой мышления и верностью решения одновременно.

Первая задача, которую мы перед собой ставим в вопросах тактики. - учёт времени, затрачиваемого на осуществление тактических комбинаций. Впрочем, пока, может быть, это слишком громко сказано, ведь ещё не подсчитывалось даже сколько секунд длится передача от одного партнёра к другому, сколько времени требуется игрокам на обработку шайбы при её приёме. И все же мы проводим статистические исследования и более общих компонентов игры: сколько времени занимает развитие атаки от своих ворот до завершающего броска, сколько секунд шайба находится в своей зоне. а сколько - в зоне нападения; как долго удерживают шайбу игрок и звено. При этом ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов игровые функции хоккеиста - важно ведь, скажем. сравнить сколько времени владеет шайбой диспетчер и снайпер и соотнести эти данные со степенью тренированности игроков.

Всё это нам ещё предстоит выяснить на уже полученном объёмном материале с большой степенью точности.

Если, говоря об этой нашей задаче, я был голословен, то, затронув следующую, готов предложить читателям и конкретный материал. Речь идёт о восприятии человеком - в нашем исследовании, естественно, игроком - времени, о мышлении по временным отрезкам. Мы использовали такой тест. Предложили каждому игроку провести атаку, без сопротивления со стороны соперников, звеном от своих ворот в минимально возможное время. При этом игрок сообщал, сколько времени от отводит себе и партнёрам на владение шайбой, сколько длится скольжение шайбы во время передач, и, разумеется, маршрут атаки. Разные игроки выбирали разные комбинации, но мы получили устойчивую среднюю продолжительность атаки 7 секунд. А вот Владимир Лутченков затрачивал на "атаку в уме" в два раза больше - 14 секунд. Если бы он был в неважной форме, то это можно было бы объяснить тем, что собственные замедленные решения он переносит на весь ход атаки. Но Лутченко-то в период проведения теста был готов прекрасно! В чём же дело? Просим Владимира отсчитать про себя шесть секунд, а одновременно засекаем время по секундомеру. Отсчитывает. А на секундомере проходят только три секунды! В этом исследовании ещё раз было доказано, что бег времени для человека, находящегося в состоянии ответственности, некоторой возбужденности иногда убыстряется. С согласия Владимира мы назвали этот эффект "феноменом Лутченко".

Это не означает, что и конструировать атаку все игроки звена должны одинаково, иначе бы облегчилась задача соперников в обороне. В этом направлении мы исследовали игру практически всех звеньев ведущих клубов, второй сборной и выяснили, что настоящие, сыгранные тройки нападения непременно действуют синхронно.

В этой работе принимал участие Борис Александрович Майоров, руководивший в ту пору второй сборной. И вот на основании наших исследований он решил в 1979 году ну турнире вторых сборных в Ленинграде провести практически эксперимент. В одно звено были сведены несхожие по манере нападающие из разных клубов - Лебедев, Лаврентьев и Естифеев. И тройка сыграла отлично.

Теперь мы вправе утверждать, что наиболее продуктивно будет играть такая тройка нападения, в которой два игрока представляют себе построение атаки одинаково, а третий - по-иному. И, кроме того, важно, чтобы игроки звена взаимодополняли каждый двух других. Здесь тоже действует правило плодотворности общения и сотрудничества людей. у каждого из которых есть своя конструктивная идея.

То, о чём мы с вами говорили, разумеется, не исчерпывает всех тем нашей работы.
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 01 июн 2015, 10:00

Изображение

Шигаев, оказывается, первый муж жены Никиты Михалкова.

Хорошо помнит Александра Шигаева его ученик, бывший тренер сборной России, а ныне тренер сборной Польши Игорь Захаркин:
- Александр Сергеевич был ведущим психологом в хоккее. Необыкновенно энергичный, он создал свою лабораторию. Занимался изучением состояния спортсменов перед матчем, оценивал умение игрока принимать правильное решение в экстремальной ситуации. Исследовал предстартовое состояние спортсмена, которое по-разному влияет на ход игры. Сделал вывод: игрок должен быть возбужден. Для этого подбирались фильмы героической направленности, которые демонстрировали игрокам.
Карьеру психолога сборной СССР по хоккею прервал донос.
- В 1983 году у Александра обнаружили иконы и две видеокассеты с фильмами «Греческая смоковница» и «Эммануэль», - рассказал актер и друг Шигаева Владимир Качан. - По 228-й статье его посадили на 6 месяцев за «изготовление или сбыт порнографических предметов». Думаю, его подставили. У Саши имелось много врагов, которым не нравилось его влияние на сборную. Его освободили, но не сняли запрета на педагогическую деятельность. Это сейчас «Эммануэль» показывают по телевизору и называют мягкой эротикой, где всего-то и видно, что женскую грудь.
После освобождения найти работу Шигаеву оказалось не просто.
- Саша показывал «Эммануэль» хоккеистам. Кто-то из барнаульских знакомых попросил переписать кассету. Как случилось, не знаю, но этого человека арестовали. Он дал показания, арестовали и Сашу, и его научного руководителя. Он часто шутил: «Думал, орден дадут, а тут посадили». На следственные мероприятия выезжали хоккеисты Борис Михайлов и Владимир Петров, которые пытались его спасти... Я, кстати, вышла за Сашу замуж в тюрьме. Меня отговаривали: «Ты, артистка цирка, никуда не сможешь поехать». Но все сложилось хорошо.
После освобождения он долго боролся и через год добился полной реабилитации. Только, несмотря на это, никто не хотел принимать Сашу на работу. Он устроился в какой-то институт физкультуры, а кто-то тут же написал донос, после которого вышла статья «Растлителя взяли на работу». Пришлось уйти. Тогда Сашу устроил на работу в ансамбль «Лель» мой начальник. Там он занимался рекламой, а еще подрабатывал в кино каскадером. Потом вместе с Владимиром Петровым они создали ООО «Звезды хоккея и кино». Устраивали после матчей шоу вместе с хоккеистами-ветеранами.
Мы прожили счастливые 15 лет. Родили троих детей, построили дом, а уж деревьев столько насажали, что на сад хватит! Умер Саша в Норвегии, куда поехал с молодыми ребятами на матч. Инфаркт в 63 года.

http://www.eg.ru/print/cadr/41629/
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 01 июн 2015, 10:02

Шигаев писал(а):Мы использовали такой тест. Предложили каждому игроку провести атаку, без сопротивления со стороны соперников, звеном от своих ворот в минимально возможное время. При этом игрок сообщал, сколько времени от отводит себе и партнёрам на владение шайбой, сколько длится скольжение шайбы во время передач, и, разумеется, маршрут атаки. Разные игроки выбирали разные комбинации, но мы получили устойчивую среднюю продолжительность атаки 7 секунд. А вот Владимир Лутченков затрачивал на "атаку в уме" в два раза больше - 14 секунд. Если бы он был в неважной форме, то это можно было бы объяснить тем, что собственные замедленные решения он переносит на весь ход атаки. Но Лутченко-то в период проведения теста был готов прекрасно! В чём же дело? Просим Владимира отсчитать про себя шесть секунд, а одновременно засекаем время по секундомеру. Отсчитывает. А на секундомере проходят только три секунды! В этом исследовании ещё раз было доказано, что бег времени для человека, находящегося в состоянии ответственности, некоторой возбужденности иногда убыстряется. С согласия Владимира мы назвали этот эффект "феноменом Лутченко".


Насколько я понимаю - именно это объясняет игру Грецки, Харламова и других гениальных игроков. Они думали быстрее и на ход дальше чем их соперники и партнёры.
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 01 июн 2015, 11:37

Плюс они находили такой ход ( ттд ) на площадке, выполнение которого создавало новую ситуацию на площадке, " новую реальность".
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 01 июн 2015, 11:41

За счёт этого, вероятно, и находили.
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 01 июн 2015, 11:57

Теперь мы вправе утверждать, что наиболее продуктивно будет играть такая тройка нападения, в которой два игрока представляют себе построение атаки одинаково, а третий - по-иному

Сразу приходит на ум тройка Малкина на ЧМ 12.
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 01 июн 2015, 12:05

ssmirnoff писал(а):За счёт этого, вероятно, и находили.

Имхо каждый, кто играл в какую нить спортивную игру подсознательно чувствовал этот момент, особенно когда играешь с более слабым соперником, ты как бы видишь вперед и в этот момент делаешь какой нибудь ттд , происходит это одновременно, даже кайф в этот момент чувствуешь и потом вспоминаешь после игры, это не обязательно обводка, чаще смена направления движения, противоход и тд.
Не могу сказать что первично, но наверное что то все таки первично :)
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 06 июн 2015, 04:15

Библиография современной научной статьи о хоккее:

Изображение

Кстати, судя по elibrary о хоккее много пишут хохлы(Киев, Харьков). Это почему?
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение ssmirnoff » 07 июн 2015, 07:25

Статья А.С.Шигаева "Коллектив, группа как объект управления" из ежегодника "Хоккей-1982":

В первом ежегоднике "Хоккей" раздел "Психологическая подготовка" открывала обзорная статья "Психология управления как основа психологической подготовки в современном хоккее", освещавшая новый подход к психологической подготовке как к системе субъектно-объектных отношений. Психологическая подготовка рассматривалась не как подготовка отдельного спортсмена или коллектива к соревнованию, а как сложная взаимовлияющая система "Тренер-тренировочный процесс-спортсмен-коллектив-отношения спортсмена к тренеру-все сопуствующее подготовке спортсмена и его бытовым условиям". Психологическая подготовка трактовалась, как сложная субъектно-объектная система, как психологическая сторона процесса управления(точнее - управленческого цикла. См.рис.1). В изучении такой системы важна последовательность, ибо невозможно разрабатывать методы управления без предварительного изучения точек приложения управленческих воздействий, без анализма подсистемы "Объект управления".

Чем отличается коллектив от неколлектива?

Группа людей может собираться стихийно, случайно или для выполнения какого-то общего дела. О классификации всех видов групп в зависимости от условий из образования - чуть позже.

А сейчас - о группе, собранной для выполнения общего дела.

Советскими психологами спорта и тренерами-практиками(по хоккею, баскетболу, футболу, ручному мячу) проведены многолетние исследования, которые позволяют по-своему сформулировать закономерности, присущие спортивному игровому коллективу.

Изображение
Изображение

В нашей стране основные положения о коллективе и личности в коллективе сформулировал А.С.Макаренко. Он определял коллектив как целеустремлённый комплекс личностей, организованных и обладающих органами коллектива. Ему же принадлежит и заслуга разработки принципа "перспективных линий". Суть этого принципа: цель коллектива всегда должна быть выше сегодняшних возможностей лиц, объединённых в коллектив.

В лаборатории хоккея ВНИИФКа ведутся самостоятельные исследования, основанные на методологии системности. Исходя из специфики прикладности, психологическая теория коллектива трансформируется в зависимости от конкретных условий деятельности. Разрабатываются методы исследований, специфические для хоккея.

В спортивной практике, особенно в игровых командах, успех деятельности определяется не только подбором игроком, но и отношением спортсменам к целям, поставленных коллективом, и к тренеру, а также ценностными ориентациями и традициями команд.

Как правило, каждый индивид одновременно входит в несколько групп. Для каждого человека можно составить ранжированный ряд из групп его принадлежности. Группы, с нормами которых индивид сверяет своё поведение(идентифицирует себя), принято называть референтными(эталонными).

Референтная группа - группа, на признание которой претендует личность и стандарты которой принимает как эталон поведения. Такие группы(как и личности) могут быть либо реальными, либо воображаемыми(в спорте, к примеру, тройка Альметова или Старшинова, Брумель или Шахлин и др.). Феномен референтных групп весьма значим в практической деятельности тренера, в его управляющих и корректирующих воздействиях на спортсмена(на группу). Референтная группа - наиболее авторитетное звено команды. От неё зависит как успешность выступления команды, так и развитие команды как коллектива.

Ведущий признак в классификации групп - опосредование групповых взаимоотношений совместной деятельностью. В зависимости от этого группы классифицируются на ряд видов: диффузная группа, ассоциация, кооперация, коллектив, корпорация.

Диффузная группа - общность, межличностные отношения. в которой не определяются содержанием и целями совместной деятельности, а также специально значимыми ценностями. В ряде случаев в диффузной группе вообще не бывает совместной деятельности(например, у пассажиров одного купе, в больничной палате).

Уже на "диффузном уровне" начинаются процессы групповой дифференциации(начало формирования индивидуальных предпочтений; выделение лидеров, пар, троек и т.д.).

Изображение

Рис. 2 помогает видеть степень опосредования межличностных отношений деятельностью(вектор ОС) и содержательную сторону, развивающуюся в двух противоположных направлениях(векторы ОА и ОВ).

Вектор ОС означает степень выражения целенаправленной деятельности в группе, вектор ОА - положительные, а вектор ОВ - отрицательные ценности в этой группе.

Фигура 1 несёт все признаки коллектива(социальные ценности), отвечающие требованиям общественного прогресса, высокую социальную значимость и высокую степень опосредования межличностных взаимоотношений деятельностью.

Фигура 2 представляет группу, в которой высокий уровень развития социальных ценностей крайне слабо опосредует групповые процессы(возможно, это недавно созданная группа с ещё не сложившейся деятельностью).

Фигура 3 - группа, где налицо высокий уровень опосредования взаимоотношений, но факторы, которые эти взаимоотношения опосредуют, - глубоко антиобщественны, реакционны и враждебны социальному прогрессу.

Фигура 4 представляет группу, где индивиды фактически не опосредованы общими факторами совместной деятельности при антиобщественных ценностях, присущих данной группе.

Фигура 5 - типичная диффузная группа. При нулевой отметке - и социальные ценности, и степень их выражения в системе межличностных взаимоотношений.

Социально-психологическая характеристика хоккейной команды

В состав команды мастеров высшей лиги входит(вместе с обслуживающим персоналом) около 30 человек: два-три тренера, начальник команды, врач, массажист(иногда - закреплённый за коллективом научный сотрудник - педагог или психолог), игроки.

Понятие "игроки" охватывает хоккеистов основного состава(четыре пятёрки плюс два вратаря) и ещё три-пять спортсменов(обычно из молодёжной команды). Разработанные в лаборатории хоккея ВНИИФКа методы позволяют провести социально психологический анализ команды. Объектами одного такого анализа были игроки "Крыльев Советов", "Спартака", "Динамо"(Москва) и сборной СССР. Анализ показал: команда делится на неформальные группы по два-пять человек, причём некоторые игроки могут "состоять" одновременно в двух-трёх группах, как бы объединяя, связывая эти группы. Среди всех групп команды есть и неформально лидирующая(референтная), в которую непременно входит и неформальный лидер всего коллектива. Лидирующего положения такая группа добивается в большинстве случае за счёт тонкого взаимопонимания, выработанного в процессе многолетней совместной деятельности. Костяк такой группы чаще всего составляют игроки ударного звена.

Отличительная черта игровой команды от обычного трудового либо научного коллектива - ярко выраженное опосредование целей деятельностью. Социальные ценности, присущие команде, зависят в основном от трёх факторов: от традиций данного коллектива; от личности лидера и от стабильности состава.

Если лидирующую группу(а это чаще всего игроки со стажем) отличают не только ярко выраженная целевая программа, но и установившиеся высокие социально значимые ценности, то другие группы, изменяющиеся в большей мере, чем референтная, могут состоять из качественно разных индивидов. В таких группах бывают лидеры с эгоистичными наклонностями, меркантильные. Социальная ценность таких "лидеров" ниже необходимой для подлинного лидера в команде высокого класса. В обследованных командах лидирующие группы представляют собой группы высшего развития, т.е. коллективы. Другие группы по своему развитию в той или иной мере приближаются к коллективу. Однако во всех команда пока ещё есть группировки социальные ценности которых ниже уровня, характерного для советского спортсмена. "Мозайка" малых групп в хоккейной команде неравномерно и развивается как по вектору целеустремлённости, так и по вектору социальных ценностей.

Результаты исследований говорят о том, что личность тренера как бы пронизывает все слои коллектива, акцентируя основные воздействия на глубинном уровне - уровне деятельности.

Существенная отличительная черта игровой команды как группы - наличие четырёх страт(четырёх "уровней" взаимоотношений). Если графически изобразить страты концентрическими кругами разного диаметра, находящимся внутри друг друга, то первый - поверхностный - "слой" взаимоотношений будет связан со "слоем" отношений опосредованных деятельностью: сама идея объединения индивидуальностей в группу связана с игрой(иначе говоря, в отличие от диффузной группы спортивная игровая собирается не случайно, а для совместных действий - независимо от уровня мастерства). Следовательно, первый "слой" - это отношения, связанные с наличием желаний и с квалификацией членов группы в данной деятельности, т.е. в игре. Условно это можно назвать принадлежностью к выборке(например, сборная команда, в которой игроки даже не знакомы друг с другом: "команда", случайно собранная на пикнике; команда, составленная из граждан разных стран, - типа сборной ФИФА или сборной УЕФА).

Второй "слой" взаимоотношений в спортивной игровой группе составляют феномены групповой динамики(привлекательность. совместимость, вкусы, контактность и т.п.).

Третий - совокупность межличностных отношений, опосредованных социальными ценностями и содержанием совместной деятельности.

Четвёртый - связи, относящиеся собственно к игре: внутриигровые; единый способ восприятия игры; моральные установки, проявляющиеся в сверхэкстремальных условиях ведения игры... Иными словами - всё то, что присуще высшему спортивному мастерству.

Социально-психологический анализ игрового коллектива позволяет заметить, что даже в малой группе(из двух-пяти членов) соприкосновение индивидов глубинными уровнями может быть неравномерным и неравнозначным. Например: два индивида из трёх идентифицируются(соприкасаются) всеми уровнями, тогда как третий каким-либо из уровней не идентифицирован(причём не обязательно самым глубинным), например уровнем социальных ценностей.

В спорте малая группа может формироваться на любом из уровней, т.е. идентификация индивидов может быть частичной и происходить на любом уровне деятельности. Градации в иерархической последовательности в соприкосновении страт при формировании малой группы в спортивной игровой команде нет.

Факторы, обуславливающие формирование малой группы внутри команды, подчас проявляются не только в самой игре, но в способах и качестве подготовки к матчу. Пример: игрок ударного звена отошёл от своей малой группы и присоединился к другой только потому, что расценивал способы личной подготовки к встречам внутри бывшей своей группы как недостаточно серьёзные и даже как неправильные. Приведённый пример говорит о том, что игроки не делят свою игровую деятельность на игру как таковую и на подготовку к игре. Следовательно, игровой деятельностью следует называть цикл, в который входят учебно-тренировочный процесс, игра и процесс реабилитации, что существенно отличает игровой спортивный коллектив от других.

Ещё А.С.Макаренко писал, что отличительной чертой коллектива является объединительной чертой коллектива является объединение людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.

В наше время полезной для общества может быть лишь высокопроизводительная деятельность. Любая другая попросту растрачивает ресурсы общества.

"Коллектив - это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого её члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности", - утверждают А.В.Петровский и В.В.Шпалинский.

"Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности". Иначе говоря, прослеживаются две детерминанты, два вектора(цель и социально значимые ценности), что не позволяет ответить на вопрос - каково же материальное(количественно-качественное) отличие коллектива от неколлектива?

Приведённые положения исключают, на мой взгляд, необходимую для коллектива характеристику - степень качественно-количественной продуктивности, основанной на свойствах коллективизма(именно то, что наиболее важно для любого производственного, спортивного либо научного коллектива).

Этот феномен не всегда легко "привязать" к конкретной спортивной деятельности. Поэтому позволю себе привести пример из производственной практики.

Представим себе трёх рабочих, каждый из которых обслуживает по несколько станков-автоматов. Условно все они выполняют план на 100%. Первый рабочий умеет так затачивать резцы, что они не требуют замены. Это обеспечивает ему выполнение около 30% планового задания. Второй рабочий быстрее и качественнее, чем другие, ведёт переналадку автоматических станков. За счёт этого производительность его труда возрастает на 30%. Третий, в прошлом слесарь-ремонтник, не только не доверяет кому-либо ремонтировать свои станки, но и ведёт их профилактику так, что у него оборудование реже, чем у других, выходит из строя. Сокращение простоев оборудования на ремонт повышает производительность этого рабочего также на 30%.

Представим, что три названных рабочих объединились. Простой расчёт показывает: производительность труда каждого из них возрастает(за счёт вклада методов товарищей в общее дело) на 60%, а суммарная выработка бригады составит не 300%, а 480%. Другими словами: объединение усилий обеспечивает каждому выполнение более чем полутора норм. Прирост продуктивности в группе составит 180%. Свойства развитой системы в целом выше суммы свойств элементов, составляющих данную систему.

Сильные стороны каждого становятся в коллективе достоянием всех и возрастают прямо пропорционально числу членов коллектива. Применительно к хоккею это и есть признак развитой системы, один из главных признаков коллектива, принцип формирования звена. А повысится ли продуктивность деятельности звена, в которой у всех сильны одни и те же качества?

Очевидно, нет. Вот почему три даже индивидуально сильных хоккеиста с одинаковым уклоном, объединившись, не составят сильное, эффективное звено. В лучшем случае получится звено-середняк, но скорее всего, - "дезорганизованная система": хоккеисты будут мешать один другому проявлять лучшие качества.

В процессе исследований деятельности команды, действий звена, действий и операций отдельных игроков были найдены так называемые "уровни продуктивности звена"(команды):

1. Системно-коллективный - когда свойства звена как единого целого выше суммы свойств игроков, составляющих звено(или суммы продуктивностей деятельности отдельных игроков).

2. Комплексный - когда свойства звена равны сумме свойств составляющих его игроков.

3. Низкий - когда свойства звена ниже суммы свойств составляющих его игроков(в этом случае "звено" не способствует, а даже мешяет проявлению высоких качеств каждым отдельным игроком).

Проиллюстрировать вывод можно на примере одного из свойств звена, имеющих яркое количественное выражение - результативности(по материалам чемпионата мира 1979 г.).

Индивидуальная результативность игроков звена "А" за все годы выступления в сборной: Михайлова - 0,74 шайбы за игру, Петрова и Харламова - по 0,67. Суммарный показатель звена - 2,21 - и мог стать ориентировочным прогнозом(с тенденцией к уменьшению - в связи с солидным средним возрастом звена). Однако на чемпионате-79 суммарная результативность звена возросла до 2,28 за игру. На последних места - звенья Жлуктова и В.Голикова - по 1,74. В звене В.Голикова играл С.Макаров, показавший наивысшую индивидуальную результативность(в среднем 1 шайба за игру), но этот весьма высокий индивидуальный результат всё же не позволил звену Голиковы-Макаров даже приблизиться к звену Петрова(по результативности, естественно), хотя со звеном Жлуктова тройка из двух братьев и лучшего снайпера сравнялась.

Факты и цифры, их отражающие, убеждают: в классном звене(читай - коллективе) результативность зависит не только(и даже не столько) от результативность одного игрока. В том же звене "А"Б.Михайлов на чемпионате мира-79 в Москве забрасывал в среднем всего по полшайбы за матч, однако результат звена в целом был достаточно высок.

А вот результативность звена, в котором играл С.Макаров, явно не соответствует суммарной классности составляющих это звено хоккеистов. Результативность - лишь элемент интегрального качества продуктивности(такой же, как, скажем, активность, плотность, эффективность и другие показатели).

Неибезынтересно в этой связи привести мнение заслуженного тренера СССР Н.С.Эпштейна об игре трио Харламов-Петров-Михайлов: "Мощь этой тройки была куда больше, нежели просто сумма мощностей трёх её составляющих".

Резюмируя изложенное выше, формулирую понятие "Коллектив": группа людей, объединённых общей целью и социально значимыми моральными ценностями. Продуктивность деятельности коллектива в целом выше суммы личных количественно-качественных продуктивностей всех его членов.

Уровень развития коллектива может быть различным и зависит:

- от степени единства целей каждого члена;
- от уровня социально значимых ценностей;
- от продуктивности деятельности каждого члена.
Аватара пользователя
ssmirnoff
 
Сообщения: 45699
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 22:17
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Научный хоккей.

Сообщение Felix » 14 сен 2015, 10:58

Изображение
Аватара пользователя
Felix
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 14:14
Откуда: Москва

Re: Научный хоккей.

Сообщение Felix » 28 окт 2015, 15:35

Проф. Смушкин замутил опрос на ФБ

Модель идеального хоккеиста

October 28, 2015

По результатам опроса 50 уважаемых специалистов о самых важных качествах хоккеиста, который провёл профессор кафедры подвижных игр ГЦОЛИФК Михаил Бриль, в 1981 году в книге «Подготовка хоккеистов» (авторы: Колосков В.И., Климен В.П.), были опубликованы следующие характеристики идеального хоккеиста:

1.Игровое мышление

2. Ловкость

3. Быстрота

4. Координация

5. Манёвренность на коньках

6. Быстрота реакции

7. Гибкость

8, Размеры тела

9. Игровая ориентация

10. Владение клюшкой

11. Абсолютная сила

Впоследствии, Яков Смушкин в своей книге "Хоккейная Ловкость",1997 - провёл статистический анализ результатов данного опроса и сейчас своим коллегам он адресует следующий вопрос:
"Вопрос к современным экспертам: какие качества идеального хоккеиста пропущены и в каком порядке важности (значения) их можно расставить сегодня?"
Изображение
Аватара пользователя
Felix
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 14:14
Откуда: Москва

Re: Научный хоккей.

Сообщение SSS » 28 окт 2015, 15:53

Да уж, насколько изменился и насколько в то же время не изменился хоккей :mrgreen:
Первый пункт безусловно останется на своём месте..
Как гражданин - я реагирую на это с возмущением, как специалист - с иронией(с)
И.В. Захаркин
Аватара пользователя
SSS
 
Сообщения: 36798
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 06:24

Re: Научный хоккей.

Сообщение Felix » 12 ноя 2015, 13:27

Материалы семинара тренеров IIHF, май 2015г
http://lifeinhockey.ru/metodiki/metodic ... -maj-2015g
Изображение
Аватара пользователя
Felix
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 14:14
Откуда: Москва

Re: Научный хоккей.

Сообщение gen » 13 ноя 2015, 13:29

Виктор, а кто был на етом Семинаре кроме Юрзинова от нашей страны?
Аватара пользователя
gen
 
Сообщения: 17041
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 22:32

Re: Научный хоккей.

Сообщение justcavalli » 13 ноя 2015, 13:30

Прохоров был вроде :)
justcavalli
 
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 11 ноя 2010, 02:58

Re: Научный хоккей.

Сообщение Felix » 13 ноя 2015, 14:47

Гена, кто был из наших действующих тренеров и специалистов я не знаю.
Посмотрим кто будет в следующем году на семинаре ЧМ-16 в Москве :)
Изображение
Аватара пользователя
Felix
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 14:14
Откуда: Москва

След.

Вернуться в ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex:Bot и гости: 1